Проверка контрагента на добросовестность, т.е. проявление должной осмотрительности, уже давно стало обычной практикой делового оборота. Впервые же словосочетание «должная осмотрительность» появилось в тесте Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
«Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом…».
Много позже, в своём письме от 10 марта 2021 года № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» ФНС впервые использовала иное – одновременно и схожее, и отличное понятие – «коммерческая осмотрительность», определив его как «стандарт обоснованного выбора контрагента».
Комплекс мер по проверке контрагента, перечень доказательств проявления налогоплательщиком должной осмотрительности с 2006 года постоянно менялся и основывался в основном на двух источниках – судебная практика и рекомендации фискальных органов. Содержит свой, довольно развёрнутый алгоритм оценки коммерческой осмотрительности и указанное выше письмо ФНС.
Что же может случиться, если налоговые органы, а вместе с ним и суд, усомнятся в Вашей должной (коммерческой) осмотрительности. Впрочем, корректнее будет вопрос – что может не случиться? А не случиться может много денег. «Неосмотрительная» компания получит отказ в вычете НДС либо в исключении соответствующих расходов из расчёта налога на прибыль или налога по специальному режиму.
Во избежание подобных потерь проверку контрагента на добросовестность надо проводить даже более дотошно и скрупулёзно, чем это делали бы сами фискалы. Но для этого нужны знания всех тонкостей, нужен большой опыт, нужны эффективные методики, и они есть у нашей компании.
Доверьте нам проверку Ваших контрагентов и вопросов к вашей должной осмотрительности не будет никаких.