Новые директор, сайт и банковский счет без ведома компании — с этими «традиционными» схемами мошенничества снова сталкиваются как крупные, так и небольшие компании.
1. Постороннее лицо зарегистрировало изменения в ЕГРЮЛ.
Например, мошенники подделывают решение о смене директора и приходят с ним к нотариусу. Копию устава можно получить в ФНС, а с помощью открытых данных изготовить решение.
Меры защиты, которая может принять компания. Внести в устав требование нотариально оформлять любое решение органов управления, а также регулярно проверять данные ЕГРЮЛ.
2. Мошенники создают сайты-клоны и получают деньги от имени компании
Часто мошенники создают сайты с реквизитами и товарным знаком добросовестной организации.
Например, к компании предъявили претензии потребители из разных регионов. Требовали вернуть деньги за товар, который не получили. Выяснилось, что появилась фирма с аналогичным названием и интернет-магазином, где разместили реквизиты компании и продавали технику по низким ценам. Покупатели при проверке находили информацию о реальной компании: на рынке уже много лет, значительные активы. Единственное, чего не могли знать, — у этой компании вообще нет сайта.
Мошенники открыли счет в том же банке, что и компания, стали набирать заказы и получать предоплату. Причем в договорах и счетах указывали все реквизиты оригинальной компании кроме расчетного счета, поэтому платежи шли зеркалу. В банке компания позднее выяснила, что он идентифицировал клиента только по названию и номеру счета, а не проверял ИНН.
Какие меры защиты приняли. Покупателям направили письма с объяснением и приложили справки о счетах, чтобы подтвердить: выгодоприобретателем аферы компания не была. Посоветовали компании создать сайт-визитку и разместить на нем информацию о том, что она не принимает онлайн-заказы. Теперь не реже раза в месяц компания ищет в интернете двойников
3. Мошенники открывают зеркальные счета в банках компании
Если компания сама перевела деньги мошенникам, которые прикрывались именем добросовестной организации, следует предъявлять требования об убытках к банку. Это возможно, если он не проявил должной осмотрительности. Например, не проверил, принадлежит ли счет компании, которую плательщик указал в поручении.
Так одна иностранная компания вступила во взаимоотношения с сахарным заводом через сайт. Коммуникацию вели по электронной почте и телефону. Подписали договор, согласовали привлечение агентов, которые должны были отгрузить сахар и получить деньги. Все агенты были действующими с положительным балансом, руководили ими не массовые директора. Компания внесла предоплату агентам, но поставки не последовало, а контрагент перестал выходить на связь. Завод и агенты заявляли, что сайт поддельный, а счета на имена агентов открыли без их ведома.
Какие меры защиты приняли. Потребовали убытки с банков, которые открыли счета без должной проверки. Выяснилось, что сделали это по поддельным копиям документов и не проверили личность заявителя. Договоры открытия счетов уже оспорили несостоявшиеся агенты. Сейчас дело в первой инстанции. Есть положительная практика, которая возлагает ответственность на банки, поскольку открытие таких подложных счетов происходит из-за нарушения банковских правил. Это справедливо, ведь добросовестная иностранная компания никак не могла ожидать, что на организацию открыт счет без ее ведома.
Специалисты консалтинговой компании «Бизнес Доп» проводят консультации по защите от мошеннических действий