м. Нагатинская, бизнес-центр «Полином», офис 640

Компанию не известили. Когда это сработает в отношениях с контрагентами, чиновниками и судами

Что делать в ситуациях, когда компания не получила извещение от контрагентов, государственных органов и судов?

Часто возникают ситуации, когда компании они узнают о требованиях контрагента, претензиях от госорганов, деле в суде слишком поздно и у нее не остаётся времени на предоставление ответа. Доводы компании о том, что она не была уведомлена должным образом требует подтверждения и обоснования добросовестного получения почтовой корреспонденции.

1. Если электронное письмо от контрагента, государственного органа либо суда попало в спам организацию нельзя считать уведомленной в том случае если электронный адрес не указан в договоре или документах как контактный. Например, суд не увидел административного нарушения в том, что арбитражный управляющий проигнорировал запрос, который попал в спам. Управляющий подтвердил, что электронный адрес принадлежит ему, но он не указывал его как адрес для корреспонденции, в том числе в ЕФРСБ (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 30.06.2021 по делу № А70-21909/2020)

В другом деле, наоборот, компания отбила доводы заказчика о том, что получала его уведомление. Только после того, как заказчик показал скриншот письма, компания обнаружила его в спаме. Но электронных адресов стороны в контракте не указывали, а значит, заказчик должен был продублировать уведомление согласованным способом (Решение АС Забайкальского края от 07.09.2021 по делу № А78-6911/2020)

Подтвердить, что письмо изначально попало в спам, а не специально его туда перенесли, можно с помощью экспертизы. Также можно провести нотариальный осмотр электронного почтового ящика.

2. Если компания не получила бумажное письмо необходимо проверить не несет ли за это ответственность почтовая либо курьерская организация.

Компании важно получить мотивированный ответ о причинах невозможности вручения письма. Если письмо отправляли Почтой России, есть возможность запросить служебную проверку. Сделать это можно в отделении или на pochta.ru/claim в разделе «претензия на розыск отправления».Также компании можно будет сделать запрос у почтового оператора реестра входящей корреспонденции. Он покажет, направлялись ли извещения в адрес вашей компании.

Довод о не извещении также может сработать, если на недоставленном письме проставлен штамп «адрес в обслуживании не значится». При этом не убедит суд ссылка на то, что опись вложения не соответствует реальным документам. В обязанности сотрудника отделения не входит проверка содержания. Он лишь сверяет наименования документа с описью вложения.

3. Если в адрес компании направляли письмо, но до компании оно не дошло, необходимо проверить, кто выступил получателем. Особенно часто ошибки возможны, когда офис вашей компании далеко не единственный в бизнес-центре или торговом комплексе. Доказать, что не получали письмо, поможет довод: его вручили неуполномоченному лицу. Например, удалось отменить штраф, поскольку протокол чиновники составили без представителя компании. Уведомление получило лицо с некорректной доверенностью: ее выдал замдиректора, который сам действовал по доверенности. Но у него не было права на передоверие своих полномочий.

При этом довод о том, что письмо получило лицо, хоть и с доверенностью для работы с документами компании, но без специальных почтовых полномочий, суд отклонит. Если лицо работает на компанию и вправе получать от ее имени документы, запрашивать информацию, суд не увидит нарушения в том, что оно же получило корреспонденцию.

Госорган ограничился информацией на сайте или суд разместил ее поздно в карточке дела

4. Возможность следить за разбирательством на сайте суда не отменяет обязанности извещать участников о начале процесса. Аналогично и в отношении проверок. ВС отклонил доводы чиновников о том, что информацию о будущей проверке можно найти на сайтах Генпрокуратуры и исполнительных органов. Этот факт не подменяет обязанность чиновников уведомлять о проверке.

Ошибки в извещении возможны не только в начале разбирательства, но и в апелляции и кассации. Если узнали постфактум о том, что заседание прошло, сделайте скриншоты сайта и зафиксируйте, как и когда там появлялась информация. Из-за подобной ошибки компании удалось в ВС направить дело на пересмотр. Информацию о дате и времени заседания в кассации разместили на сайте, когда она уже приняла акт. Позднее выяснили, что информацию выложили в другом деле с тем же номером, но другого года. Почтой компанию о заседании в суде округа не уведомляли.  

В случае возникновения необходимости в заключении договора на почтовое обслуживание по юридическому адресу компании обращайтесь к специалистам консалтинговой компании «Бизнес Доп»