м. Нагатинская, бизнес-центр «Полином», офис 640

Самокат, самосвал, самолёт… а самозанятого здесь нет

История, которую мы хотим вам рассказать, ещё не закончилась. Её, конечно, можно назвать занимательной, но это прилагательное имеет больше положительный окрас, поэтому остановимся на том, что история эта – поучительная. Любые же эпиграфы для неё будут до невозможности банальны и их совсем нетрудно подобрать самостоятельно, как минимум, вспомнив, куда ведёт выстланная благими намерения дорога и от чего не освобождает незнание закона. Уважение к нашим клиентам не позволяет больше накручивать интригу. Рассказ далее пойдёт о взаимоотношениях юридического лица и «физика», имеющего статус самозанятого.

Итак, в некоторой достаточно крупной и успешной компании «Синий голубь», занимающейся доставкой почтовых отправлений, был всегда очень сплоченный коллектив, в котором люди вместе не только работали, но и ходили на тренинги, коуч-сессии, отмечали праздники. В общем, сказка, да и только… Однако рыба ищет где глубже, а человек где лучше, и в один из тёплых летних дней 2020 года вебмастер компании Ирина, отвечавшая за поддержку корпоративного сайта, решила уволиться и податься в стан самозанятых. Сайт компании начал понемногу затухать, а потом и агонизировать. Надо было возвращать его к жизни, а кто это сделает лучше, чем проверенный временем специалист и бывший сотрудник компании Ирина.

В итоге ближе к новому, 2021-му году компания и новоявленный самозанятый вебмастер заключили договор о возмездном оказании услуг, и сайт стал приходить в себя. Довольны были все… Компания, не только вернувшая специалиста, но и прекратившая платить за него налоги и взносы… Вебмастер Ирина, получившая постоянного и, что немаловажно, знакомого клиента… И, конечно же, интернет-ресурс компании, переставший виснуть и засверкавший новыми красками…

Вроде всё вернулось на круги своя… Однако и вдруг в начале этого года «Синей голубь» из птицы превратился в шхуну, которую накрыл девятый вал запросов от налоговой в отношении своего вебмастера. Больше всего тревожил здесь временной период и характер документов, интересующие ИФНС. Инспекция будто обратилась в далёкое и уже забытое сторонами договора прошлое, когда Ирина находилась в штате компании, и к документам, регулировавшим их отношения как работника и работодателя (табели, приказы и прочее).

Когда же налоговая вызвала самозанятую Ирину на допрос, директор компании не только вспомнил, чем закончился девятый вал героям известной картины Айвазовского, но и стал выставлять на солнечный подоконник нарезанный кубиками чёрный хлеб.

Однако ларчик открывался просто, ключик висел на стене, а вот голову никто не поднял. Инспекция разъяснила обеим заинтересованным испуганным сторонам, что по закону компания и самозанятый, который был её работником, не могут заключать договор до истечения двух лет после увольнения. В итоге отношения немного поседевшего «Синего голубя» и вебмастера Ирины были переквалифицированы в трудовые со всеми вытекающими последствиями, а это штрафы, НДФЛ, страховые взносы, уточнёнка, т.е. потерянные деньги, время и нервы.

Нам осталось здесь ответить на два вечных вопроса Герцена и Чернышевского – кто виноват и что делать.

Виноваты здесь все – и самозанятый, предложивший свои услуги, и компания, их принявшая, да и налоговая, включившаяся только тогда, когда, видимо, потенциальная сумма пополнения казны достигла удовлетворительного уровня.

Профилактика же подобных проблем традиционно «народная» – законы надо знать как самозанятым, так и юридическим лицам. При этом заметим, что нарушение двухлетнего моратория – это не единственная причина, по которой отношения могут быть признаны трудовыми.

Участники этой истории – вполне реальные компания и человек, только имя, название и род деятельности по понятным причинам были немного пропущены через призму. Одна из этих причин в том, что подобный казус может случиться абсолютно в любой паре «юрлицо – самозанятый». Другая уже названа в самом начале – точки в конце этой истории пока нет, а есть большое и нервное многоточие. Так что… продолжение следует.