История, которую мы хотим вам рассказать, ещё не закончилась. Её, конечно, можно назвать занимательной, но это прилагательное имеет больше положительный окрас, поэтому остановимся на том, что история эта – поучительная. Любые же эпиграфы для неё будут до невозможности банальны и их совсем нетрудно подобрать самостоятельно, как минимум, вспомнив, куда ведёт выстланная благими намерения дорога и от чего не освобождает незнание закона. Уважение к нашим клиентам не позволяет больше накручивать интригу. Рассказ далее пойдёт о взаимоотношениях юридического лица и «физика», имеющего статус самозанятого.
Итак, в некоторой достаточно крупной и успешной компании «Синий голубь», занимающейся доставкой почтовых отправлений, был всегда очень сплоченный коллектив, в котором люди вместе не только работали, но и ходили на тренинги, коуч-сессии, отмечали праздники. В общем, сказка, да и только… Однако рыба ищет где глубже, а человек где лучше, и в один из тёплых летних дней 2020 года вебмастер компании Ирина, отвечавшая за поддержку корпоративного сайта, решила уволиться и податься в стан самозанятых. Сайт компании начал понемногу затухать, а потом и агонизировать. Надо было возвращать его к жизни, а кто это сделает лучше, чем проверенный временем специалист и бывший сотрудник компании Ирина.
В итоге ближе к новому, 2021-му году компания и новоявленный самозанятый вебмастер заключили договор о возмездном оказании услуг, и сайт стал приходить в себя. Довольны были все… Компания, не только вернувшая специалиста, но и прекратившая платить за него налоги и взносы… Вебмастер Ирина, получившая постоянного и, что немаловажно, знакомого клиента… И, конечно же, интернет-ресурс компании, переставший виснуть и засверкавший новыми красками…
Вроде всё вернулось на круги своя… Однако и вдруг в начале этого года «Синей голубь» из птицы превратился в шхуну, которую накрыл девятый вал запросов от налоговой в отношении своего вебмастера. Больше всего тревожил здесь временной период и характер документов, интересующие ИФНС. Инспекция будто обратилась в далёкое и уже забытое сторонами договора прошлое, когда Ирина находилась в штате компании, и к документам, регулировавшим их отношения как работника и работодателя (табели, приказы и прочее).
Когда же налоговая вызвала самозанятую Ирину на допрос, директор компании не только вспомнил, чем закончился девятый вал героям известной картины Айвазовского, но и стал выставлять на солнечный подоконник нарезанный кубиками чёрный хлеб.
Однако ларчик открывался просто, ключик висел на стене, а вот голову никто не поднял. Инспекция разъяснила обеим заинтересованным испуганным сторонам, что по закону компания и самозанятый, который был её работником, не могут заключать договор до истечения двух лет после увольнения. В итоге отношения немного поседевшего «Синего голубя» и вебмастера Ирины были переквалифицированы в трудовые со всеми вытекающими последствиями, а это штрафы, НДФЛ, страховые взносы, уточнёнка, т.е. потерянные деньги, время и нервы.
Нам осталось здесь ответить на два вечных вопроса Герцена и Чернышевского – кто виноват и что делать.
Виноваты здесь все – и самозанятый, предложивший свои услуги, и компания, их принявшая, да и налоговая, включившаяся только тогда, когда, видимо, потенциальная сумма пополнения казны достигла удовлетворительного уровня.
Профилактика же подобных проблем традиционно «народная» – законы надо знать как самозанятым, так и юридическим лицам. При этом заметим, что нарушение двухлетнего моратория – это не единственная причина, по которой отношения могут быть признаны трудовыми.
Участники этой истории – вполне реальные компания и человек, только имя, название и род деятельности по понятным причинам были немного пропущены через призму. Одна из этих причин в том, что подобный казус может случиться абсолютно в любой паре «юрлицо – самозанятый». Другая уже названа в самом начале – точки в конце этой истории пока нет, а есть большое и нервное многоточие. Так что… продолжение следует.