м. Нагатинская, бизнес-центр «Полином», офис 640

Показания при налоговом допросе. Как избежать какофонии и исполнить фугу без фальши

Одной из «фишек», часто и эффективно используемой ФНС в рамках налогового контроля, является допрос свидетеля. В целях создания объективной картины о деятельности юридического лица и сбора информации (или доказательств – как посмотреть) о нарушениях им налогового законодательства инспекторы (особенно, опытные и по-настоящему талантливые) строят беседу со свидетелем на различных психологических уловках и тактиках. Здесь и до странности простые вопросы, и несколько вопросов с одной сутью, но разными формулировками, и многое другое. Поймать на противоречиях неподготовленного собеседника в таких ситуациях оказывается сложнее, чем не сделать этого. Получается игра в шахматы мастеровитого гроссмейстера и новичка, только что постигшего первые азы игры и то – по экранизации известного романа Ильфа и Петрова.

Ещё хуже, когда налоговики прибегают к тотальному допросу сотрудников компании. Очевидно, что тогда противоречий можно выявить в разы больше и создать на них уверенную доказательную базу и проблему для юрлица. Тем более, что в любой компании со штатом, исчисляемым десятками сотрудников, найдутся такие индивиды, которые не знают, но домысливают. Так и на допросе они не будут говорить «не знаю», а выкладывать свою «правду».

Предупредить такие «землетрясения» бизнеса или хотя бы свести их последствия к некритичному уровню поможет грамотная, хорошо продуманная корпоративная политика взаимодействия сотрудников с налоговыми органами при допросах. Во-первых, следует всегда держать себя ближе к опасности и забыть про «авось», т.е. считать, что на допрос могут вызвать любого сотрудника – будь то вахтёр, уборщица, бухгалтер или директор и в любой момент времени.

Во-вторых, каждый работник должен знать «презентационную версию» деятельности компании, которая, как правило, хоть немного, но отлична реальной версии, и жить при допросе только внутри неё. Иными словами, в компании должно быть сформировано единое корпоративное информационное пространство для презентации его ФНС.

В-третьих, сотрудники компании почти на уровне безусловных инстинктов должны знать алгоритм действий при вызове на допрос – следует обязательно и оперативно проинформировать руководство, начинать беседу с инспектором только в присутствии юриста и пр.

Выработка и реализация такой политики, учитывающей все нюансы конкретного бизнеса и, тем более, конкретной всегда неповторимой ситуации, – задача не из лёгких. Юристы компании «Бизнес Доп» имеют большой опыт не только консультаций своих клиентов по вопросам легального противодействия налоговикам при проведении ими рассматриваемых в настоящем посте мероприятий, но и непосредственного выезда вместе с вызванным на допрос свидетелем в инспекцию. Этот опыт обязательно пригодится и Вашему бизнесу в случае, если ФНС начнёт давить на Вашу компанию и её сотрудников допросами.

Обращайтесь к нам, и «Бизнес Доп» сработает быстрее, чем скорая помощь или служба спасения.