Признание налоговиками номинального статуса директора влечёт за собой известные и неприятные последствия. Сначала ИФНС уведомляет компанию о наличие в Едином государственном реестре юридических лиц недостоверных сведений о руководителе. Затем, спустя 30 дней, если юрлицо не уподобится убедить налоговую инспекцию в обратном, в ЕГРЮЛ будет внесена запись о недостоверности сведений о руководителе, а через полгода и сама компания может быть исключена из госреестра. Вторая сторона этой тусклой медали – проблемы у компании «с записью» со своими контрагентами.
Номинальным директор может быть признан после допроса в налоговой, на котором он показал свою неосведомлённость в отношении хозяйственной деятельности возглавляемого им юрлица. В случае, если неосведомлённость будет полной или близкой к таковой, пытаться доказывать фактическое руководство – сизифов труд – номинальность директора безусловна. Однако для эпизодически путаных показаний директора, положенных в основу решения ИФНС о номинальности, можно найти здравое объяснение и представить его суду.
Так, осуществляя руководство компанией, директор может переложить часть своих полномочий на подчинённых, и в связи с этим не владеть настолько точной информацией (например, о снятии и движении денежных средств), насколько от него это требует налоговый инспектор.
Суд может также принять во внимание локальные акты компании, в которых чётко прописаны обязанности по должностям. Тем самым можно доказать, что неабсолютное знание директоров некоторых аспектов деятельности компании обусловлено не его номинальностью, а тем, что эти аспекты находятся в зоне ответственности других сотрудников. Кроме того, признаком фактического руководства суд может признать распорядительные документы компании, завизированные директором.
Помимо доказательств как таковых в суде можно аккуратно использовать отказную тактику. Могли же ведь конкретные обстоятельства допроса помешать директору дать точные показания. К таким обстоятельствам можно отнести неудовлетворительное состояние здоровья, любой стресс, не связанный с компанией (любимая кошка пропала) и пр.
Совокупность доводов, представляемых суду в защиту реального статуса директора, для каждой компании и каждого допроса индивидуальна. При этом крайне необходимо исключить даже малейшее противоречие доводов друг другу. При таких условиях очевидно, что противостояние с налоговой в суде – дело очень тонкое, а подготовка к нему требует досконального анализа обстоятельств допроса и реальной деятельности компании. Связать из всех нюансов дела такую крепкую и плотную паутинку, чтобы оппонент однозначно в неё попался и точно не выбрался, под силу только опытным юристам. Это данность, аксиома, это правило без исключения. Есть и ещё одна простая аксиома – юристы нашей компании любят и умеют решать нестандартные задачи.
Так что случись в Вашей компании угроза нехорошей записи в реестре, обращайтесь к нам – в компанию «Бизнес Доп». Поможем, отобьём и вернём Вам спокойствие