Представим ситуацию: начинающий предприниматель открыл производство по пошиву джинсовой одежды и небольшой магазин при нём. При этом к качеству своего продукта «юный цеховик» относится до истерики ревностно и потому на выходе действительно получается что-то стоящее. Но как не крути, стоимость его продукции даже при допущении лучшего качества будет меньше, чем в «брендовом» магазине (пусть это будет «Levi’s»). Как правило, покупатели обычно говорят о такой разнице в цене как о «плате за бренд». Однако тот же «Levi’s» зарабатывал авторитет для своего бренда долгими десятилетиями, поэтому он и стоит денег.
Этот простой пример наглядно даёт понять, что такое для компании гудвилл или в терминологии российского законодательства – деловая репутация. Гудвилл – это некоторый нематериальный актив, являющийся отдельно неотчуждаемой частью стоимости бизнеса, и определяемый разницей между рыночной стоимостью самого бизнеса и рыночной стоимостью материальных и нематериальных активов компании, отраженных в бухгалтерском балансе. В состав гудвилла входят знания и квалификация сотрудников, опыт и качество управления, клиентские связи и пр., т.е. всё то, что стимулирует пользователей товаров или услуг обращаться именно в эту компанию. С другой стороны, гудвилл – это ожидания инвесторов, связанные с перспективами компании.
Гудвилл формируется и растёт постепенно, в процессе текущей деятельности компании, в том числе и через взаимоотношения с контрагентами, кредиторами, сотрудниками и т.д. Строгим выполнением договоров, высоким качеством товаров и услуг компания годами создаёт себе доброе имя, тем самым привлекая к себе новых клиентов, партнёров и инвесторов. При этом деловой репутации как воздух необходимо трепетное отношение, так как «требуется 20 лет, чтобы создать репутацию, и 5 минут, чтобы ее разрушить».
Good will в переводе с английского означает «добрая воля» – покупатель осознанно, по доброй воле платит за компанию больше стоимости её активов.
Существует несколько распространённых качественных и количественных способов оценки гудвилла. Но сделать качественный расчет могут только специалисты.
Таким образом, гудвилл или деловая репутация – это тот актив, над которым надо работать, работать, и работать. Если Вы, конечно, рассматривайте свой бизнес как долгосрочный проект с постоянным развитием.
А если же Вам понадобиться оценить гудвилл Вашего бизнеса – компания «Бизнес Доп» сделает это для Вас качественно и с удовольствием.