Риск-менеджмент – тема в бизнесе далеко не новая, но именно сейчас этот инструмент управления бизнес-процессами стал претендовать на роль основного. Однако комплекс рисков, которые следует оценивать и учитывать – субстанция очень динамичная, подлежащая чуть ли не постоянному мониторингу. Для примера, рассмотрим те риски, которые будут сопровождать бизнес в наступающем году в части, касающейся управления персоналом. Иными словами, попробуем провести идентификацию кадровых рисков и этим выполнить первый этап процедуры управления рисками.
Итак, очевидной новеллой здесь является мобилизация, а наиболее негативное её воздействие на бизнес проявляется тогда, когда, уходя по призыву, свое рабочее место покидает какой-либо ключевой сотрудник. Причём все происходит настолько быстро, что подготовить равнозначную замену бывает порой невозможно. Конечно, крупные компании через законное оформление брони для своих специалистов несколько защищены от последствий реализации таких рисков, однако всех забронировать не получится. Про малый же бизнес, думается, и говорить не стоит. Впрочем, мобилизация критически затронула и урезала кадровые ресурсы далекой не каждой компании.
Однако отток высококвалифицированного персонала может быть связан не только с мобилизацией. И для предупреждения проблем, связанных с таким «оттоком мозгов», в рамках риск-менеджмента необходимо предусмотреть подготовку кадрового резерва. Народная мудрость гласит, что ребёнка надо начинать воспитывать, пока он поперёк лавки лежит. Так и же и кадры необходимо готовить пусть и не с лавки, но со скамьи – скамьи студенческой. Да, конечно, в любой отрасли есть своя система повышения квалификации, но закладывать себе спокойное кадровое будущее лучше со «студенческих пелёнок». И не всегда это требует каких-то сверхзатрат.
Проблемы есть и с низкоквалифицированным персоналом. Текущий год характеризуется устойчивой тенденцией к оттоку мигрантов, причём в числовом выражении этот отток уже поставил рекорд. Как бы кто-не критиковал использование иностранной рабочей силы, но вряд ли среди наших соотечественников найдётся достаточно желающих поучаствовать за те же деньги в таком импортозамещении.
Ещё один риск имеет психологическую начинку. Речь идёт о выгорании сотрудников, когда на протяжении долгой и упорной работы накапливается и доходит до критической массы рабочий стресс, приводящий в итоге к потере мотивации, а нередко и к полному отторжению работы. Предупредить этот риск, поймать стресс до границы выгорания – это большое искусство.
В любом случае, этот краткий поверхностный анализ лишь вскользь коснулся рисков, которые могут возникнуть при управлении персоналом, и не является ни закрытым, ни статичным, а тема риск-менеджмента – не самой простой. Поэтому вопросы формирования и реализации кадровой политики Вашей компании проще доверить профессионалам. Услуги подбора персонала, кадрового консалтинга компания «Бизнес Доп» всегда выполняет на самом высоком уровне.
Хотите качественные кадры – добро пожаловать в «Бизнес Доп»!